Проект реконструкции исторического квартала в Серпухове

26/04/2020 Константин Антипин

Знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» резко отразилось не только на облике отдельных зданий, но и на принципе застройки городов в целом. От регулярной квартальной планировки советские градостроители стали отказываться в пользу микрорайонов и «свободной» постановки домов внутри них. В этой связи в 1960-е годы генеральные планы многих советских городов начали пересматриваться. Так, Мособлпроект занялся проектированием общественных центров в городах Подмосковья, для чего в Серпухове решили реконструировать старый город. Из «старого» в нем планировали оставить лишь реку Нару, и то, расширив русло. Храмы, остатки древнего монастыря, гостиный двор и даже еще молодые здания эпохи авангарда шли под ковш, чтобы уступить свое место административному центру с Домом советов, ДК и прочими зданиями, признанными необходимыми для городов с численностью населения выше 50 тысяч человек. Оставшееся пространство в проекте занимала застройкой типовыми жилыми домами в свободной планировке.


Вариант планировки центра Серпухова (Архитектура СССР. 1965. №4)

Планы осуществлены не были, а вскоре отношение к наследию изменилось, и поэтому спустя 20 лет, когда уже институт генпланов ГлавАПУ Мособлисполкома занялся развитием и реконструкцией центра города, от него решили оставить гораздо больше исторической ткани. В конце 1970-х возникла необходимость строительства в Серпухове нового административного здания «Русского леса». Главный архитектор города Александр Сергеевич Парахин надавил на руководство лесничества, чтобы оно профинансировало разработку проекта не только собственного здания, но и реконструкции всего окружающего квартала.

Работа началась в 1979 году группой архитекторов под руководством Феликса Вельевича Разумовского. В том же году им была издана книга «Художественное наследие Серпуховской земли», и сегодня он больше известен именно как историк, публицист и телеведущий. Однако начинал Разумовский с учебы в МАРХИ — его дипломным проектом стала «Реконструкция исторической части г. Серпухова». Распределившись в проектный институт, он возглавил группу по реконструкции исторических городов, впервые в советской градостроительной практике разработвашую методику изучения и сохранения исторического облика малых и средних городов России.

Первым и по сути единственным применением этих принципов стал квартал в Серпухове. На месте брешей в застройке фронта улицы, а также огородов с сараями в глубине были спроектированы здания и общественные пространства, призванные уплотнить и оживить центр города. На этот раз дело дошло до реализации, и уже через несколько лет было возведено административное здание «Русского леса». По первоначальному замыслу к нему должен был примыкать выставочный и конференц-зал — центр притяжения квартала — но работы затормозились. Позднее в 1980-х проект переработали, и по нему возвели небольшую жилую группу из блоков-таунхаусов.


Генеральный план (Работы проектных и научных институтов Москвы за 1979-1983 годы)


Вид сверху на квартал (фото Константина Антипина)


Жилая группа (фото Константина Антипина)


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)

Новые дома по масштабу приближены к историческим, однако их архитектура по-разному взаимодействует со средой. Административное здание «Русского леса» — любопытный пример советского постмодернизма, сочетающего в себе черты брутализма и романтические мотивы: голый кирпич, штукатурка под грубый бетон, но при этом эркер, арки, круглые окошки и даже резные деревянные поручни. До реконструкции середины 2010-х годов карниз здания был покрыт рельефом из анодированного алюминия, а люкарны, вторя аркам на фасаде, имели полукруглую форму. И все же контекстуальности по отношению к окружающей застройке в архитектуре здания не так много — по большому счету оно могло быть построено, где угодно. Но придираться к работам архитекторов в условиях тех времен сегодня жестоко. Лучше постараться увидеть и подхватить их удачные решения.


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Здание «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Деревянная резьба на перилах здания «Русского леса» (фото Константина Антипина)


Деревянная резьба на перилах здания «Русского леса» (фото Константина Антипина)

И все же совсем иной подход к взаимодействию с окружением демонстрирует жилая застройка. Она была спроектирована чуть позже, и ушла от прямой эксплуатации лубочных мотивов. Постмодернизм здесь глубже, и по-настоящему раскрывается лишь внутри. Но речь не об интерьере в привычном его понимании. Дело в том, что шесть компактно расположенных таунхаусов на две семьи образуют систему камерных пространств, перетекающих друг в друга. Несмотря на то, что дома одинаковы, их ориентация и сочленения с соседями различны, благодаря чему за каждым поворотом открываются все новые неожиданные композиции, затягивающие тебя глубже внутрь, чтобы показать нечто интересное.


Жилая группа (фото Константина Антипина)


Жилая группа (фото Константина Антипина)


Жилая группа (фото Константина Антипина)


Жилая группа (фото Константина Антипина)


Вид на жилую группу со стороны Советской улицы (фото Константина Антипина)

Парадный вход в комплекс оформлен немного брутальным порталом с квадратной аркой. Прямо за ним — первая «площадь» с острой высотной доминантой односкатной крыши. Оказавшись здесь, уже невозможно остановиться и не пойти вперед. Посмотрев с образованного рельефом балкона на заснеженную детскую площадку во дворе, ты идешь по извилистым «улицам», нагибаясь под лианами засохшего винограда. И наконец попадаешь на еще одну площадь с порталом, на этот раз ориентированным не на улицу, а во двор. Сквозь арку и ветки растущей сзади березы открывается вид на Никольский собор XIX века. В 1970-е годы храм находился в ужасном состоянии, однако уже рассматривался авторами реконструкции квартала как главная доминанта — поэтому внутренняя площадь комплекса оказалась расположена на его оси симметрии.


Развертки фасадов по улицам Ворошилова и Советской (Работы проектных и научных институтов Москвы за 1979-1983 годы)


Вид через дворовый портал на Никольский собор (фото Константина Антипина)

Этот пример хоть и частично, но осуществленной в 1980-х реконструкции показывает, что не обязательно прибегать к стилизации и стилизаторству при новом строительстве в исторической среде, однако важно следовать масштабу окружающей застройки и откликаться на ее контекст. К сожалению, здесь не была реализована внутриквартальная пешеходная зона, а также площадь общественного центра с выставочным и конференц-залом. Нечто подобное сегодня создается в Иркутске, где так же сквозь кварталы старой застройки прокладываются пешеходные проходы, вокруг которых без ущерба аутентичному облику улиц размещаются современные здания кафе, магазинов, мастерских... Это говорит об актуальности подхода, придуманного архитекторами в условиях советских реалий.

Вопреки этому, последние десятилетия городская среда Серпухова лишь деградировала, и по сей день его пространство используется неэффективно: дыры на месте домов вдоль фронта улиц, пустыри в глубине. Низкая и неравномерная плотность застройки мешает естественному превращению центра Серпухова в место притяжения горожан. К счастью, сегодня многие вновь приходят к пониманию этой распространенной проблемы, и есть надежда, что в какой-то момент Серпухов захочет ее решить.

Благодарим Феликса Вельевича Разумовского за консультацию при подготовке статьи.

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Данные на 6 июня, 22:56

Собрано 2 734 336 рублей
Цель: 4 363 647

Ежемесячных платежей на сумму 425 415
За последние сутки собрано 0

Сбор денег

Белая башня: реставрация и приспособление

Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 2a

Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.

Подробнее

Сбор денег

Вывеска «Ателье мод»

Якутск, Чиряева, 4

Ремонт вывески 1960-х годов в Якутске.

Подробнее

Также читайте:

Подпишите петицию против принятия нового закона
Читать
К «Одежде» вернулся равномерный свет
Читать
Фамильное захоронение Дуровых на Старом кладбище Таганрога
Читать