Кто стоит за уничтожением конструктивистских АТС в Москве?

28/10/2018

За последние годы в Москве было уничтожено множество памятников советского авангарда. Пожалуй, самым резонансным событием стал снос Таганской АТС в 2016 году: москвичи дважды выходили на протестные акции возле затянутого в леса здания, а СМИ активно освещали тему. В какой-то степени это даже помогло популяризации конструктивизма. Но как бы то ни было, с тех пор мы так и продолжаем терять эту архитектуру...


Народный сход в защиту Таганской АТС — апрель 2016

Снос на Покровском бульваре — лишь эпизод большой истории уничтожения АТС по всей Москве, продолжающейся по сей день. За год до того на Серпуховском валу было снесено здание другой АТС, построенной в 30-е, этим летом была частично разрушена АТС на Зубовской площади, а от одной из первых в Москве АТС на Бакунинской улице остался лишь фасад. Налицо планомерное уничтожение телефонных станций по всей Москве. Но много ли их было в принципе?

История советских АТС началась в 1923 году с решения телефонной подсекции Госплана СССР: «За отсутствием опыта строительства и эксплуатации АТС построить несколько мелких станций». Сначала тренировались на машинах, способных обслуживать несколько сотен номеров. Первой большой АТС, рассчитанной на 6000 номеров, стала станция, построенная в Ростове-на-Дону в 1926 году. Уже за ней последовали станции в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Смоленске, Ленинграде и других городах.

Время строительства первых телефонных станций совпало с расцветом эпохи авангарда. Новая архитектура особенно ярко проявилась в зданиях, явившихся символами технического прогресса. Поэтому, продиктованный своей функцией, образ «домов для машин» был нов и необычен.

Первая московская АТС заработала в канун 10-летия Октябрьской революции — 6 ноября 1927 года. Проект здания на Большой Ордынке разработан инженером В.В. Патеком и через год был реализован в виде еще двух аналогичных станций: на Арбате и Бакунинской улице. Здания состоят из двух объемов: для людей и для машин. Первый имеет классического вида фасад, выходящий на улицу: большие окна, атики с надписями «ПОЧТА», «ТЕЛЕГРАФ», «ТЕЛЕФОН» — на первом этаже было почтовое отделение. Непосредственно оборудование телефонной станции располагалось в вытянутом объеме, уходящем в глубь застройки перпендикулярно улице.


Первая московская АТС на Большой Ордынке


АТС проекта В.В Патека: Большая Ордынка, 25 (1927); Арбат, 46 (1928); Бакунинская, 5 (1928-2018)

В то же время еще две станции в Москве строились по индивидуальным проектам. Миусская АТС — угловое здание с большими окнами по двум фасадам. Ее проект также был выполнен инженером В.В. Патеком. А наши современники изуродовали здание, закрыв его вентфасадом. Радует лишь, что от вентфасада можно довольно легко избавиться — было бы желание. Сносить это здание, к счастью, пока никто не собирается.

Миусская телефонная станция (1928), 3-я Тверская-Ямская, 39с1

Вторая индивидуально спроектированная АТС — ныне снесенная Таганская — абсолютно уникальна и интересна тем, что архитектор В.С. Мартынович, вписывая авангардное здание в сложный контекст исторической застройки бульварного кольца, не пытался придать ему «человеческий» вид. Парадный фасад — это новаторске глухие стены с узкими окнами-бойницами. Потом их унаследовали многие здания АТС, строившиеся вплоть до 90-х годов.


Таганская АТС (1929-2016) — Покровский бульвар

Таким образом до 2016 года в Москве существовало 5 конструктивистских зданий такого типа — это совсем не много. Тогда Мосгорнаследие аргументировало отказ в присвоении Таганской АТС статуса объекта культурного наследия, фактически проговорив его к сносу, неуникальностью здания и наличием других аналогичных. Такой аргумент мог быть условно справедлив для одной из трех станций проекта В.В. Патека. Хотя для периода авангарда не характерно типовое строительство, и эти три станции — скорее исключение. Но говорить о неуникальности Таганской АТС может только некомпетентный либо заинтересованный в ее сносе орган.

Сегодня в Москве осталось три с половиной конструктивистских здания АТС: от одной остался лишь парадный фасад, у другой он наоборот скрыт за навесными пластиковыми панелями. А охранного статуса ни одно из зданий так и не обрело.

Согласовывая проект реконструкции АТС на Бакунинской улице в 2016 году, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявлял, что не допустит «даже фрагментарной разборки здания». Сдержал ли он свое обещание, сегодня можно понять дажепо спутниковуму снимку.

АТС на Бакунинской улице на картах Google

Начало «освоения классического наследия» в архитектуре не остановило необходимости развития телефонии в городе, поэтому в 30-е годы строятся новые АТС в Фрунзенском районе, на Шаболовке и Пресне. Эти здания также имели интересную архитектуру и проектировались индивидуально.

Миусский телефонный узел — по своей сути конструктивистское здание: объемно-планировочное решение продиктовано функцией, ярко выражен геометризм, присутствуют характерные ленточные окна — все это лишь слегка закамуфлировано рустом и наличниками... Легким движением руки, продиктованным сменой веяний в стране, конструктивизм превратился в постконструктивизм.


Миусский телефонный узел (1930-е) — Заморенова, 11

Но такое происходило лишь с самыми ранними проектами переходного периода. Надо сказать, что с концом авангарда архитекторы не сразу пришли к какому-то единому стилю, в течение нескольких лет шли поиски и споры о теории новой советской архитектуры. Так под АТС Кировского района выделили площадку на углу Хавско-Шаболовского жилмассива. Архитектору К.И. Соломонову пришлось вписывать ее в сложившийся конструктивистский комплекс, поэтому архитектура здания довольно необычна: из строгого параллелепипеда как бы прорываются пилястры с карнизами. До этого Соломонов уже успел построить множество видных зданий в стиле конструктивизма, и первое время новой эпохи давалось ему нелегко.

АТС Кировского района (1934-2013) и современный ЖК на ее месте

В своем следующем проекте — АТС Фрунзенского района — архитектор К.И. Соломонов повторяет общую композицию фасадов АТС на Шаболовке и даже использует те же двугранные пилястры, но благодаря кессонированным глухим стенам и щелеобразным окнам здание выглядит более завершенным, олицетворяя конец поисков новой архитектуры — советского ар-деко.

В апреле 2017 было объявлено о ее реконструкции. Обычно это слово в России означает полный снос и воссоздание «по мотивам», но главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов опять же заявлял, что объемно-пространственную композицию здания сохранят, а фасады со стороны Зубовской улицы и площади отреставрируют. В конце августа часть лесов здания обвалилась и стало ясно, что никаких фасадов, которые нам обещали отреставрировать, за ними нет.

Фрунзенска АТС (1939-2018) — Зубовская площадь, 3с1

И это несмотря на то, что благодаря наличию декора здания этого периода советской архитектуры имеют бо́льшие шансы на признание объектами культурного наследия. Ведь формально в Москве действует балльная система оценки памятников, и наличием пилястр с карнизами можно урвать себе пару десятков баллов... Формально, потому что система оставляет огромное пространство для субъективной оценки экспертами по многим параметрам.

Но почему же так много АТС начали сносить именно в последние несколько лет? В этой истории нам поможет разобраться автор телеграм-канала «Недвижимость инсайды»:

В 2011 году в Москве завершилась цифровизация телефонной сети. Надобность в огромном количестве зданий АТС отпала. Дальше произошел гениальный инвестиционный ход. МГТС принадлежит инвестиционной компании АФК «Система», которая решила создать в рамках своего холдинга девелоперское направление — компанию «Лидер Инвест». Для нее это был повторный заход в строительный рынок Москвы, — в 1994 году была создана «Система-Галс» с ориентиром на строительство жилья элитного и бизнес класса. Однако в 2009 году компанию сильно подкосил кризис и, как все подкошенное, «Галс» целиком и полностью отошел ВТБ.

Первый проект на месте АТС у «Лидер Инвест» вышел летом 2014 года — «Дом на Изумрудной». Конечно, АТС, которые находятся на периферии города представляют из себя бетонные коробки, и никто даже не заметил снос этого объекта. Дальше — больше. За время существования компании было выведено 26 проектов на 170 тыс. кв. м на месте АТС и один проект комплексного освоения — «Крылья» или «Лобачевского 120». Любопытная техническая деталь — только 3 проекта компании являются апартаментами: «на Люсиновской», «на Сретенке», и «Резиденция на Покровском бульваре» — это означает, что согласования по переводу земли из-под АТС в жилую застройку у компании идут хорошо.

Земельные участки в разных локациях города внутри жилой застройки идеальны с точки зрения инвестиционного жилья, все проекты компании должны были выстрелить на самом старте продаж, потому что подчинены двум правилам: небольшой объем и хорошая локация. Однако у «Лидер Инвест» просто отвратительный маркетинг и продукт.


Можно ли было избежать сносов, выгодно приспособив АТС под новые функции? Как мы поняли, авангардных АТС в Москве немного, при должном подходе и грамотно построенной работе власти с инвесторами, можно было разработать проекты, предусматривающие сохранение всех этих памятников и придание им новых функций. Но также мы поняли, что в Москве работает автомат по уничтожению АТС без всякого разбора, а власти всячески помогают устранять любые препятствия на его пути. Остается надеяться на лучшее и следить за судьбой уцелевших зданий.

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Данные на 17 мая, 11:44

Собрано 9 270 773 рубля
Цель: 12 571 162

Ежемесячных платежей на сумму 561 107
За последние сутки собрано 17 884

Сбор денег

Дом Бака: реставрация

Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 24

Реставрация тамбуров первой и второй парадной и разработка проекта реставрации витражей в одном из самых известных доходных домов Санкт-Петербурга.

Подробнее

Сбор денег

Белая башня: реставрация и приспособление

Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 2a

Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.

Подробнее

Также читайте:

Продолжаем работу над вывесками «Одежда»
Читать
Капремонт на усадьбе Кантемиров
Читать
Осмотрели коробку дверей «Дома с лампочкой»
Читать