Рассказываем, как идут дела у вывесок «Одежда» в Калуге. В сентябре мы демонтировали две вывески и отвезли их в мастерскую.
Мы хотим попробовать законсервировать металлические буквы в их текущем состоянии. К сожалению, у нас нет готовой технологии для такой задачи: раньше мы полностью очищали металлические вывески, покрывали грунтом и красили заново. А в этот раз хотим зафиксировать текущее состояние, со следами ржавчины и первоначальной краской. Мы не знаем других примеров консервации металлических вывесок под открытым небом, и поэтому должны разработать технологию сами. Поэтому мы решили сначала провести испытания на одной букве.
Взяли букву «е» с южного фасада, потому что она сильнее всех пострадала от времени. Выяснили, что вся буква достаточно крепкая: нет мест, где коррозия проела бы металл насквозь, так что нет необходимости делать заплатки или замену целой буквы.
Второе открытие нас удивило: оказалось, что вывески были покрашены лишь один раз за весь свой срок службы. Мы ожидали увидеть несколько слоёв краски. Дело в том, что на архивной фотографии 2008 года вывеска красного цвета, а до нашего времени она дошла серой.
фото: Сергей Шишков
Логично было предположить, что серой краской её покрыли в 2010-х годах, ведь такие случаи — не редкость! Загадку красного цвета на фотографиях нам ещё предстоит разгадать, но на буквах мы обнаружили только один слой краски. Плоскости буквы были покрыты грунтом и краской серого цвета, а бортики — грунтом и синей краской.
Полагаем, что эту краску нанесли до того, как установили вывески на стену, так как на стене аккуратно покрасить изнанку уже не получилось бы. И после этого буквы ни разу не подкрашивали.
Краска на изнаночной стороне — удача для нас. На обратной стороне буквы «е» мы попробовали разные способы обработки и выбрали самый удачный.
Во-первых, мы зашлифовали поверхность, чтобы не было щелей и трещин, где могла бы оседать влага и развиваться коррозия. При помощи щёток и наждака мы сняли отошедшую краску и объёмную ржавчину.
Затем поверхность обработали разными способами:
1 — покрыли эпоксидной смолой, затонированной синим цветом;
2 — покрыли прозрачной эпоксидной смолой;
3 — нанесли автомобильный лак;
4 — фрагмент сначала обработали преобразователем ржавчины, а затем покрыли автомобильным лаком.
После этого буква подверглась испытаниям. Её три недели держали под открытым небом, подвергали мойке под давлением и воздействию ультрафиолетовой лампы.
Результат таков:
1 и 2. Эпоксидная смола помутнела, на поверхности появились белые матовые разводы;
3. автомобильный лак остался прозрачным;
4. преобразователь ржавчины сделал мутной всю поверхность.
На втором этапе экспериментов поверхность буквы загладили наждаком и покрыли преобразователем ржавчины — его решили всё-таки нанести для лучшей зашиты. На следующий день букву зачистили наждаком ещё раз и сняли частицы, которые приподнял преобразователь, и только после этого букву покрыли автомобильным лаком. На этот раз мутных разводов не осталось.
Но мы поняли, что глянцевый лак не подходит, и теперь хотим попробовать нанести матовый.
Сбор на вывеску «Одежда» уже закрыт, но вы можете поддержать другие объекты фонда. Например, особенно остро в ваших пожертвованиях сейчас нуждается дом смотрителей железной дороги Aseman Talo в Ленинградской области.
Данные на 14 марта, 16:37
Ежемесячных платежей на сумму 444 445
За последние сутки собрано 5 800
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.