В 2019 году на средства нашего фонда были отреставрированы две из трёх парадных дверей дома Станового в Петербурге. Недавно мы открыли сбор на восстановление двери третьей парадной.
По задумке архитектора Крыжановского при постройке дома все три внешние двери выглядели одинаково, и у всех трёх до наших дней дошли лишь верхние фрамуги и боковые глухие створки.
В 1990-2000 годы в Петербурге массово меняли парадные двери на уродливые металлические. В доме Станового были утеряны центральные створки всех парадных дверей.
Те, кто думает, что оригинальные элементы зданий можно уничтожать для сиюминутной выгоды, а когда-нибудь потом вернуться к проблеме реставрации и воссоздания, сильно ошибаются – найти архивные сведения об отдельных элементах фасада в большинстве случаев невозможно.
В некоторых зданиях внешняя и внутренняя двери тамбура совпадают. Тогда воссоздать утраченные полотна достаточно просто, нужно только сделать копию внутренних дверей. К сожалению, в доме Станового внутренняя дверь совсем иной конфигурации.
На фотографии внутренняя дверь первой парадной во время реставрации наружной части. Форма, декор, расстекловка и количество створок отличаются от наружной двери.
Перед работой над первыми двумя дверьми мы тщательно искали информацию о первоначальном облике входных групп в петербургских архивах.
В Центральном архиве кинофотодокументов (ЦГАКФФД СПб) есть несколько фотографий дома Станового, но ни на одной из них не видны парадные двери.
Для примера приведём фотографию с pastvu. В архиве мы нашли подобные изображения с общим видом здания, но без специального разрешения не можем их опубликовать.
В Центральном Государственном Историческом Архиве (ЦГИА) хранятся дореволюционные чертежи петербургских зданий. К сожалению, на большинстве чертежей фасад изображён схематично, и часто окна и двери не прорисованы.
На чертеже фасада доходного дома Станового нет изображения двери.
Кроме государственных архивов мы обращались к другим источникам, но ни в специальной литературе, ни на краеведческих сайтах мы не нашли изображений средней створки парадных дверей.
Не было информации о доме Станового и у Янины Александровны Паруновой – историка столярно-мебельных работ, создавшей архив обмеров петербургских дверей и интерьеров.
Тогда мы приняли решение о воссоздании дверного полотна на основе глухих боковых створок. Это был единственный источник информации, и общий облик входных групп получился корректным.
Но когда входные группы двух парадных были отреставрированы, случилось неожиданное.
Мы нашли фотографии дома Станового в частном архиве Сергея Доспехова. Сергей – архитектор, фотографировавший в конце 1990-х годов петербургские двери. Сперва он делал это для работы – нужны были аналоги для воссоздания дверей. Но потом увлёкся процессом, так как понял, что парадные двери – уходящая натура.
На этой фотографии одна из парадных дома Станового с уже заменённой, неоригинальной створкой:
Фотографии сделаны в 1998 году. К тому моменту в доходном доме Станового сохранилась лишь одна оригинальная створка из трёх. Вот уникальный кадр, на котором видно, как она выглядела:
Мы уточнили у Сергея, считает ли он, что на фотографии изображена дореволюционная дверь: «Я думаю, что полотно на фотографии историческое. Нижняя филёнка утрачена, но уверенно поддаётся воссозданию по аналогии с филёнками боковых полотен. <...> стекло вполне могло быть единым. Похоже, штапик и калёвка исторические.»
Из слов эксперта следует, что нижняя часть воссозданных нами дверей выполнена достаточно точно. К сожалению, угадать форму верхней части, её расстекловку и небольшую резьбу было невозможно.
Мы приняли решение, что третью дверь необходимо воссоздать с учётом найденной фотографии. Нам выпал уникальный шанс воссоздать более достоверную дверь. Верхняя часть полотна будет отличаться от первых двух, но цветовое решение и повторение всех остальных элементов сгладят эту разницу. Мы благодарим Сергея Доспехова за отзывчивость и предоставленные фотографии.
Реставрационные работы, как и на первых двух дверях, будет проводить мастерская В.И.Парунова.
Уже воссозданные двери первой и второй парадной мы менять не будем – это дорогой и долгий процесс, который потребует больших трудозатрат и привлечения дополнительных пожертвований. Но нам удалось сделать главное – бережно отреставрировать дореволюционные верхние фрамуги и одну пару боковых створок (вторую пришлось заменить на точные копии из-за ветхости). Таким образом, мы максимально сохранили аутентичные детали. Новые дверные полотна были созданы на основе всех имевшихся на момент начала работ данных и гармонично вписываются в облик входной группы. Если жильцы в будущем захотят заменить центральные полотна, то они смогут сделать это самостоятельно, сохранив остальные отреставрированные детали.
Поддержите реставрацию третьей двери дома Станового, оформив подписку или оставив разовое пожертвование.
Данные на 23 ноября, 05:12
Ежемесячных платежей на сумму 531 027
За последние сутки собрано 11 583
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.