В Петербурге под угрозой уничтожения старые трамвайные опоры. На проспекте Обуховской Обороны у Императорского фарфорового завода готовятся заменить 16 металлических клёпаных опор контактной сети трамвая.
Фото: Михаил Черныш
Эти опоры были установлены при электрификации линии парового трамвая в 1922 году. Местные исследователи истории трамвая предполагают, что они были произведены ещё до революции: в первые послереволюционные годы использование запасов царских времён было обычной практикой.
Дореволюционный чертёж, по которому были созданы и установлены в 1922 году столбы на набережной Невы. Источник: Альбом чертежей 1909 года. Сооружение Санкт-Петербургского городского электрического трамвая.
Каждая опора оканчивается оригинальным фигурным деревянным навершием того же времени.
Фото: Михаил Черныш
Однотипные опоры можно видеть на многих фотографиях трамвайных линий той эпохи, и основания именно таких опор раскрыли при археологических раскопках на Среднеохтинском проспекте в прошлом году. Но некогда однотипные трамвайные столбы сегодня стали уникальными артефактами исторической среды — их остались единицы.
Трамвайная линия на Охте, 1925 год. Источник: pastvu
Трамвайная линия на Охте, 1925 год. Источник: pastvu
98-летние опоры ценны не только тем, что все эти годы эксплуатировались. Они расположены вдоль исторической набережной Невы. Этот окраинный район имеет богатую историю и охраняется как историческая зона наравне с центром Петербурга.
Трамвайная линия близ фарфорового завода. 1938 год. Источник: pastvu
В 1926-1927 году здесь обустраивают красивую каменную набережную. Её часть охраняется государством как памятник «Терраса у завода им. Ломоносова» (он же — Императорский Фарфоровый завод).
1928–1932 годы. Источник: pastvu
В наши дни вековые трамвайные опоры являются частью ансамбля набережной и дополняют её облик. Но их ценность документально никак не подтверждена: эти столбы не охраняются законом.
1935 год. Источник: pastvu
Сейчас столбы находятся на балансе ГУП «Горэлектротранс», обслуживающего трамвайные линии. Предприятие начало установку новых опор, и в ближайшие 3 недели собирается отправить старые сооружения в утиль.
Фото: Михаил Черныш
Городские активисты уже направили обращение к губернатору с просьбой музеефицировать исторические опоры трамвайной сети и сохранить их на первоначальном месте после перевешивания контактной сети на новые опоры. В данной ситуации спасением для исторических столбов станет передача их на баланс иному учреждению — музею, муниципальному образованию или району.
Фото: Михаил Черныш
Градозащитники сообщают, что, после снятия нагрузки по несению контактных проводов, опорам потребуется минимальный ремонт. Их стоит очистить от грязи и старых слоёв краски, а затем покрасить заново. При необходимости стоит укрепить некоторые основания бетоном. Нужно ли реставрировать деревянные навершия — предстоит разобраться в будущем.
Фото: Михаил Черныш
Активисты также предлагают чиновникам использовать опоры для освещения набережной — сейчас там нет никаких источников света. Стоит ли это делать, и можно ли использовать их деликатно — вопросы для дальнейших исследований и проектов.
Историческая набережная у Императорского фарфорового завода — красивое место. Местные жители мечтают о восстановлении и благоустройстве этого городского пространства. Реставрация трамвайных столбов и возможное обустройство освещения может стать первым шагом к преобразованию этого места.
Фото: Михаил Черныш
Поддержать петербургских градозащитников можно следующим образом:
1. Скачать заготовку обращения, указав там свои данные
2. Отправить заполненное обращение в электронную приёмную Губернатора
3. Там же направить обращение в Комитет по охране памятников
4. И копию обращения послать в ГУП «Горэлектротранс»
Данные на 6 января, 23:42
Ежемесячных платежей на сумму 513 027
За последние сутки собрано 6 280
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.