Беспризорные памятники: в Ростове-на-Дону разрушаются самые красивые здания

23/02/2021 Елена Чернышева

На сайте администрации города появился список из 232 аварийных зданий, подлежащих сносу. Большая часть этих домов относится к историческому фонду — в «расстрельном» списке сразу 11 объектов культурного наследия! 

Чиновники рассуждают о туристической привлекательности, закладывают многомиллионные бюджеты на возведение новых объектов, организацию мероприятий и перекладывание плитки. Тем временем, город теряет самое ценное. Давайте оценим, как в Ростове-на-Дону «сохраняют» архитектурные памятники. Пройдемся по списку с сайта администрации.


Доходный дом А.Г. Гудермана, кон. XIX в. — современное состояние. Фото: Роман Неведров

Доходный дом А.Г. Гудермана был построен в 1885 году, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Принадлежал варшавскому подданному – Арону Гудерману, владельцу картонажно-коробочного предприятия, который приобрёл этот дом у ростовского купца.


Доходный дом А.Г. Гудермана, кон. XIX в. — 1993 год. Фото: pastvu

После революции здание национализировали, в 1923 году на первом этаже размещалась контора адвоката, в 1928 году первый этаж занял «Склад сушеных фруктов». Второй и третий этажи отвели под коммунальные квартиры. В 2003 году здание было признано аварийным и расселено. За 18 лет из довольно крепкого оно превратилось в руины, стало обиталищем бездомных, несколько раз горело, рухнула крыша, по фасаду пошли трещины.


Доходный дом наследников Максимова. Фото: Елена Чернышева

Доходный дом наследников Максимова — самый знаковый дом Ростова, объект культурного наследия регионального значения. До 1917 года на первом этаже располагались магазины с одеждой, на втором и третьем этажах находились «барские» квартиры. В советское время на первом этаже работали продуктовый магазин и адресное бюро. В 2011 году здание признали аварийным, в 2018-м — полностью расселили. Практически сразу пустующий дом начали растаскивать.


Жители города стоят в очереди, чтобы подписать обращение к администрации города о консервации здания. Фото: Елена Чернышева

Объекты культурного наследия или архитектурные памятники — самые красивые и значимые здания города. Они ценны с архитектурной точки зрения, в них проживали известные люди, происходили важные для городской жизни события. Сносить объекты культурного наследия, в отличие от исторической застройки без охранного статуса, запрещает федеральный закон об охране памятников, даже если здание находится в очень плохом состоянии. 

Однако отсутствие предписания на снос совсем не означает, что дом-памятник продолжит свое существование. В большинстве случаев после признания здания аварийным и расселения жителей администрация не предпринимает никаких попыток сохранить и восстановить его. Хотя такие инструменты для этого есть. Судьба почти каждого архитектурного памятника после расселения предсказуема: взлом, разграбление, пристанище для маргиналов, серия пожаров, разрушение до состояния, когда восстанавливать уже практически нечего. Далее можно официально признать, что объект утрачен, вывести его из реестра памятников и снести то, что осталось, а участок отдать под застройку. Почти все объекты культурного наследия находятся в центре города — хорошее расположение, высокая заинтересованность застройщиков, возможность продать участок подороже. Отличная схема и возиться с восстановлением не нужно.


Здание электроводолечебницы и санатория семьи Рындзюн. Фото: Роман Неведров

Здание электроводолечебницы семьи Рындзюн — одно из первых такого рода на юге России, его посещал Чехов, когда приезжал в Ростов. Владельцем лечебницы был Илья Гилелевич Рындзюн, он учился в Императорской медико-хирургической академии в Петербурге, после ее окончания работал в разных городах России. В 1885 году он переехал в Ростов-на-Дону и сначала открыл родильный дом, а в 1895 году — водолечебницу. На первом и втором этажах были процедурные кабинеты, на третьем этаже жила семья врача. После Октябрьской революции Рындзюны эмигрировали.


Дом, в котором жил и работал ученый-вирусолог Д.И. Ивановский. Фото: Яндекс.карты

Первооткрыватель вирусов и основоположник вирусологии Дмитрий Иосифович Ивановский переехал в Ростов-на-Дону во время эвакуации Варшавского университета в 1915 году. Родился он в Петербургской губернии, учился в Санкт-Петербурге, работал в Петербургском университете. С 1901 года стал профессором Варшавского университета. Ивановский был первым ученым, который доказал существование вирусов. В Санкт-Петербурге в здании Двенадцати коллегий, где работал Дмитрий Иосифович, планируется создание музея. Дом в Ростове-на-Дону, где ученый прожил свои последние годы, ветшает и разрушается.


Особняк Г.Ф. Трестера — современное состояние. Фото: Геннадий Крольман

Особняк Г.Ф. Трестера — здание принадлежало Генриху Трестеру, по всей видимости, немцу по происхождению. О владельце больше практически ничего не известно, но особняк считается одним из самых красивых в историческом центре Ростова. После революции здание национализировали и разместили в нем коммунальные квартиры. Решение о признании дома аварийным было вынесено в 2010 году. С тех пор в здании пустует и в нем периодически проживают бомжи.


Особняк Трестера в 1990-х. Фото: pastvu

Даже после признания дома аварийным, его можно восстановить. В европейских странах такие здания консервируют — закрывают все входы, проводят необходимые минимальные работы, чтобы продлить срок жизни дома до момента, когда появятся средства на реставрацию. Реставрация — мероприятие дорогостоящее, но всегда можно привлечь инвестора.

Плановая консервация существенно экономит финансовые вложения потенциальному инвестору. Восстанавливать полностью разрушенное здание — слишком большие вложения. Проблема в том, что городские власти не видят смысла закладывать в бюджет расходы на консервацию и проводить ее качественно. После расселения входы в дом кое-как заколачивают, но это помогает до первого взлома. Проводить мониторинг и поддерживать сохранность домов администрация отказывается, мотивируя загруженностью сотрудников. В полномочия комитета по охране памятников такие обязанности тоже не входят. Однако формирование бюджета, планирование консервации, расширение штата и назначение ответственных — всего лишь вопрос слаженной работы и приоритетов.


Доходный дом С.Л. Рувинского с размещением на первом этаже частных музыкальных курсов. Фото: Яндекс.карты

Доходный дом С.Л. Рувинского был построен в 1900-е гг., что отражено на небольшой фигурной табличке над входом в арку. На табличке также можно различить инициалы владельца: СЛР — Семен Лазаревич Рувинский. Совсем недавно табличка, увы, исчезла в неизвестном направлении.


Так выглядела табличка с датировкой и инициалами владельца

Владелец дома занимался оборудованием для водопроводов. На первом этаже размещались частные музыкальные классы, на втором — жилые квартиры в наем. В 2020 году вместо планового усиления фундамента здание признано аварийным.

Аварийными дома становятся не «случайно», их уничтожает длительное отсутствие планового ремонта и недобросовестная эксплуатация. Жители годами не обращают внимания на затопленный подвал, проводят незаконные перепланировки, из-за чего здание в итоге теряет несущую способность. 

В последние как минимум 100 лет такие здания никто не ремонтировал, неудивительно, что за это время коммуникации износились и накопилось много проблем. В Санкт-Петербурге в конце 50-х была запущена программа реконструкции жилья. Реализация этой программы позволила спасти от разрушения более 100 исторических зданий. Каждый дом получил тщательно проработанное техническое заключение, на основании которого производились необходимые работы. Также во время ремонтных работ большое внимание уделялось достоверности архитектурного облика. Реализация программы финансировалась за государственный счет. Региональные чиновники не хотят заморачиваться, а фонд капремонта не хочет вкладывать в исторические здания, так как их ремонт требует больших затрат и высокого профессионализма подрядчиков.


Дом Феи Балабиной. Фото: Google.Карты

Дом Феи Балабиной — в этом доме по улице Шаумяна, 58, проживала русская балерина Ф.И. Балабина. Здесь она родилась и жила до 1924 года, в 1926 году Фея Балабина уехала в учиться в Санкт-Петербург. Несмотря на плачевное состояние здания, чудом сохранились красивые кованые ворота. Дом был расселен в 2007 году. С тех пор он, ожидаемо, никому не нужен.


Пассаж Кушнарева в 1990-х. Фото: pastvu

Доходные дома фабриканта Якова Кушнарева известны как «дома-близнецы». На самом деле это были не совсем привычные доходные дома, а «пассаж» — дореволюционный торговый центр. Почему именно «пассаж», ведь между двумя домами нет остеклённой галереи? Возможно, это был рекламный ход со стороны владельца, чтобы привлечь внимание и покупателей.


Объявление в дореволюционной газете. Фото: rostovbereg.ru


А вот как выглядел «пассаж». Фото: rostovbereg.ru


Доходный дом Сариевых. Фото: Роман Неведров

Доходный дом Сариевых на улице Большой Садовой был построен по проекту петербургского архитектора А.Ф. Нидермайера. Его пригласил в Ростов нахичеванский предприниматель Сариев. Это одно из немногочисленных зданий в городе в стиле модерн. В списке объектов культурного наследия оно также именуется как «Доходный дом Г.П. Емельянова». В советское время большую часть здания занимала библиотека им. М.Горького, на верхних этажах находились жилые квартиры. Затем на первом этаже были разные торговые заведения, но большинство горожан запомнило это дом благодаря кафе «Шоколадница». Это название стало неформальным обозначением для горожан.


Доходный дом Сариевых — фото советского времени, на первом этаже заметна вывеска кафе «Шоколадница». Фото: pastvu

За время, пока здание пустует, модерновое ограждение лестницы и дореволюционный лифт отправились на металлолом. В 2020 году власти заявили о готовности продать его за рубль, однако итоговая сумма торгов возросла до 62 миллионов. Победитель аукциона отказался от сделки. Власти попробовали повторить попытку и продали здание за 26 миллионов. Инвестор оценил объем необходимых вложений и тоже отказался от сделки. Из-за халатности и отсутствия необходимой консервации 23 ноября 2020 года в этом доме случился масштабный пожар.


Дом архитектора Марка Григоряна — современное состояние. Фото: Роман Неведров

Дом, где жил архитектор Григорян — красивый одноэтажный особняк. Точнее, был им еще недавно. Принадлежал он богатой купеческой семье Тер-Крикоровых, которая владела кожевенной фабрикой. В особняке родился и вырос известный архитектор Марк Григорян, который с 1939 по 1951 год был главным архитектором Еревана. В начале 2000-х дом был расселен и признан аварийным. Особняк пережил несколько пожаров, мародеры срезали дубовые полы, рухнула крыша.


Дом архитектора Марка Григоряна. Фото: pastvu

Льготные муниципальные программы позволяют отдавать аварийные здания инвестору. В разных городах России запущена программа привлечения частного бизнеса к восстановлению исторического наследия. В рамках такой программы инвестор может взять здание в аренду за рубль с условием проведения всех необходимых реставрационных работ. И это действительно символический рубль, а не десятки миллионов.


Дом Баулина в Москве до восстановления по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Фото: sobyanin.ru


Дом Баулина в Москве после восстановления. Фото: sobyanin.ru

Город выставляет здание на торги, победитель аукциона заключает договор аренды на 49 лет. В течение семи лет инвестор обязан провести реставрацию, после завершения реставрации арендатор может использовать здание в коммерческих целях, при этом цена аренды в течение всего срока сохраняется — 1 рубль в год. 


Дом на Октябрьской улице в Томске до восстановления по программе «дом за рубль». Фото: tv2.today

Успешность реализации этой программы на прямую зависит от властей города и региона. По программе аренды за рубль восстанавливают здания в Санкт-Петербурге, в Москве существует программа аналогичная программа «1 рубль за 1 кв. метр». Однако опыт Томска показывает, что и вне столиц при заинтересованности администрации возможно привлекать инвесторов к сохранению архитектурного наследия. 


Дом на Октябрьской улице в Томске после восстановления. Фото: tomsk3da.admtomsk.ru

В Томске в программе «дом за рубль» местные бизнесмены взяли под восстановление уже 35 домов. Реставрационные работы завершены на 5 исторических объектах, на 14 ведутся ремонтно-восстановительные,  для остальных зданий разрабатывают проектную документацию. Разрушение и снос — не единственная альтернатива для исторического здания, даже если оно сильно изношено.

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Данные на 12 декабря, 18:32

Собрано 2 641 296 рублей
Цель: 4 363 647

Ежемесячных платежей на сумму 526 127
За последние сутки собрано 17 176

Сбор денег

Белая башня: реставрация и приспособление

Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 2a

Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.

Подробнее

Сбор денег

Вывеска «Ателье мод»

Якутск, Чиряева, 4

Ремонт вывески 1960-х годов в Якутске.

Подробнее

Также читайте:

Последние дни Щедрой улицы в Москве
Читать
День рождения у Марики Шашко
Читать
Аукцион современного искусства в пользу проектов фонда
Читать