Наш фонд запускает сбор денег на первый проект в Ленинградской области! Мы собираемся восстановить деревянный дом рабочих железной дороги в поселке Кузнечное. Впоследствии здесь разместится частный краеведческий музей и пространство для приема гостей.
Старая фотография Aseman talo.
Здание возведено в 1916 году по проекту финских архитекторов А. Лейдениуса и Т. Хельстрема для обслуживания железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Вааса (в то время Николайстад). Дом построен из дерева на гранитном фундаменте в «упрощенном швейцарском стиле», популярном в ту пору в Финляндии. На финском языке подобные дома станционных смотрителей называются Aseman talo.
Внутри дома располагалась квартира начальника станции, комнаты для железнодорожников попроще, хозяйственное помещение, где хранили инвентарь и инструменты, а также зала: вероятно, сто лет назад здесь общались, отогревались и работали с документами. В доме было пять входных дверей: три – сразу в квартиры, одна на второй этаж и одна в погреб.
Несколько лет назад здание признали аварийным, и в свое столетие, летом 2016 года, дом расселили и решили снести. Об этом узнала живущая в Кузнечном краевед Мария Куск и собралась спасти здание:
В моей душе живет любовь к старым домам. Пожалуй, я люблю их больше всего на свете, больше собственных детей, работы, мужа и себя. Для меня они так же живы, как для кого-то картины или персонажи книг. Я умею разговаривать с ними, слышать их отклик, видеть и понимать их жизнь. И когда несколько лет назад мой товарищ предложил посмотреть дом его бабушки, я охотно согласилась на это путешествие в прошлое. Я видела до того десятки домов, у меня уже был свой столетний хутор, и все же в тот момент, когда я увидела этот дом, я почувствовала, что это любовь на всю мою жизнь. В этом доме все было прекрасно – гармоничность линий, простота, скромное убранство, классические черты деревянной скандинавской архитектуры, выраженные в форме и отделке деревянных конструкций. Я видела дом таким, каким он был задуман ровно сто лет назад и чувствовала, что его жизнь в моих руках. Так родился проект по спасению этого дома. И в тот момент, когда к нему подъехали экскаваторы для сноса, я просто встала между, не дума о последствиях, которые легли на мои плечи.
Снос отменить не удалось, но Мария смогла уговорить фирму, занимавшуюся демонтажом, провести аккуратную разборку дома с сохранением всех конструкций. Разобранный дом был выкуплен и перевезен на участок Марии.
Мария Куск, владелец Aseman talo.
Разбор старого дома.
Разбор старого дома.
Разбор старого дома.
Изначально планировалось собрать сруб за несколько месяцев, но с этим возникли трудности. За зиму маркировка брёвен, а также значительная часть конструкций была утрачена.
Сейчас дом восстанавливается по аутентичным чертежам, которые были найдены в местной администрации. Окна воссоздаются по старым фотографиям. Также Мария Куск ждет дополнительные чертежи из финского города Миккели, что позволит больше узнать о здании и истории его строительства.
Процесс воссоздания Aseman talo.
Процесс воссоздания Aseman talo.
От прошлого дома остались внутренние перегородки и некоторые перекрытия. По словам Марии, утерянный оригинальный сруб – это «боль, которая никак не может примирить ее с действительностью».
Процесс воссоздания Aseman talo.
При постройке дома в 1916 году крышу покрыли кровельным железом. В советское время его заменили на шифер. А после сборки дома на новом месте возведенные стены нужно было срочно чем-то накрыть, так как снег и дождь сильно вредили материалу. Поэтому было решено временно накрыть дом железным профилем. Это было сделано исключительно из соображений экономии времени и денег. В дальнейшем планируется заменить профиль на кровельное железо, чтобы привести дом к аутентичному виду.
Процесс воссоздания Aseman talo.
На новом участке перевезенный дом соседствует с другим столетним домом, в котором живет семья Куск. Здесь они организовали хутор MILKA (КuuskaMILKAmäki), в котором не только ведут хозяйство, но и принимают туристов и рассказывают им о быте жителей Карельского перешейка конца XIX – начала XX веков. Мария Куск открыла бесплатный музей, в котором уже более 700 описанных предметов, и примерно такое же количество неучтённых. Коллекция состоит из предметов быта, украшений, военных экспонатов и продолжает пополняться.
Экспонаты, найденные во время разборки дома: старая табличка с адресом, уведомление о расселении дома и фрагмент обшивки, на обратной стороне которого сохранился текст на финском о дате окончания постройки – июль 1916 года.
Жить и содержать музей в одном доме владельцам хутора сейчас очень сложно. Когда приезжают туристы, хозяевам приходится убирать личные вещи и отдавать под выставочный зал свои жилые комнаты. За лето музей посетили более 3 тысяч человек!
В новом доме на втором этаже Мария Куск сможет организовать полноценный краеведческий музей. В квартире начальника станции сделают пространство для временных тематических выставок. В одной из кладовок будет кабинет, в другой – запасники музея. На первом этаже одна из квартир превратится в кухню-гостиную, где будут проходить встречи гостей, кулинарные мастер-классы. Также на первом этаже будет помещение для работы с детьми и котельная с санузлом. Оставшаяся квартира, состоящая из кухни и комнаты, станет жилой для семьи Куск. А второй дом, в котором семья живет сейчас, планируется сделать гостевым для посетителей музея.
Удивительно, что Aseman talo пережил три войны: Гражданскую, Советско-Финскую 1939-1940 годов и Великую Отечественную. В 1917-1940 годах поселок Кузнечное входил в состав Финляндии. После ВОВ он перешел к СССР, и в 1948 году старое название Каарлахти было изменено на Кузнечное.
Дом рабочих железной дороги не был признан объектом культурного наследия, что не делает его менее ценным с точки зрения архитектуры и истории. Простоявшее сто лет здание, одна из последних оставшихся дореволюционных построек Кузнечного, стало жертвой современной программы по расселению ветхого жилья.
Старая фотография Aseman talo.
Если в Санкт-Петербурге большая часть исторической застройки сохранена, то деревянная застройка Ленинградской области, Приладожья медленно погибает. Старинных домов остается все меньше. За ними не ухаживают; не понимая исторической ценности домов, просто сносят. Поэтому восстановление дома 1916 года, пусть и из современной древесины, позволит оставить хоть какое-то напоминание о старом времени.
Открытие музея и мини-гостиницы в этом доме увеличит туристический поток в поселок. Кузнечное, где живет всего лишь 4289 человек, сможет стать центром притяжения местного туризма – отсюда до Санкт-Петербурга 150 километров.
Марии Куск, которая работает воспитателем в детском саду, и ее мужу Михаилу, машинисту тепловоза, удается выделять часть собственного заработка на восстановление дома. Помогают также и неравнодушные люди, делающие пожертвования. Участвуют в проекте и некоторые фирмы – например, несколько раз строители и компании не брали денег за выполненные работы.
Для семьи Куск работы по восстановлению дома оказались чрезвычайно затратны: они вложили в дом полтора миллиона рублей. На эти деньги удалось сделать фундамент, стены и крышу. Сейчас работы ведутся за счет личных средств семьи и пожертвований, но денег на все работы не хватает. Для завершения работ наш фонд собирает 148 600 рублей. На эти деньги мы сделаем деревянную обшивку дома в соответствии с первоначальным обликом, окна первого и второго этажа, двери и козырьки над ними. Помочь борцам за культурное наследие нашей страны можете и вы – достаточно оформить разовое или регулярное пожертвование на любую сумму.
Данные на 1 января, 10:18
Ежемесячных платежей на сумму 513 127
За последние сутки собрано 4 220
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.