Продолжение интервью с Алексеем Храмовым, другом и заявителем фонда, соавтором проекта «ВыборгЪ.Осколки». Начало здесь.
Как ты считаешь, почему важно сохранять исторические детали, такие как двери, росписи и другие элементы убранства парадных? Что они могут рассказать о прошлом Выборга?
Если смотреть глобально, то ценность имеет лишь то, что востребовано. Выборг, каким мы его знаем сегодня, востребован именно как исторический объект. Именно его многослойная история, которая в первую очередь отражена в архитектуре, привлекает в город и новых жителей, и тысячи туристов. По моему мнению, город мог бы жить только туризмом, будь здесь достаточная и продуманная инфраструктура, отвечающая современным требованиям. Например, даже полноценного СПА-комплекса сейчас город предложить туристам не может. Это если про финансовую сторону вопроса. А есть еще и культурная, которую невозможно оценить в деньгах. Выборг — это единственный в России осколок западноевропейского средневековья, с которого мы все должны пылинки сдувать, а не отбойными молотками и дисковыми пилами «улучшать» на свой вкус…
А если мы соглашаемся, что архитектура Выборга — это основа его основ как исторического объекта, то именно из деталей складывается общая картина. Сегодня поменяли одно историческое окно на белый пластик, завтра — другое. Потом поставили железную дверь, устроили «вентилируемый фасад» снаружи, внутри сбили всю штукатурку до кирпича и зашили гипроком, установили межкомнатные двери из МДФ, натянули пластиковые потолки, на пол постелили линолеум или уложили ламинат… И всё, отдельно взятое здание перестает быть историческим. В нём нет больше никакой исторической ценности. Одно здание, второе, третье, и вот уже целый квартал. Его можно снести и застроить новостройками. Никто уже и не заметит разницы…
Продолжение на карточках:
Данные на 14 июля, 17:18
Ежемесячных платежей на сумму 413 445
За последние сутки собрано 4 600
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.