«Новый быт» — конструктивистский жилой комплекс из двух домов
Дом на проспекте Соколова, 21 был построен в Ростове-на-Дону в 1930 году и стал второй частью жилого комплекса «Новый Быт». Он стал одним из первых домов-гигантов в Ростове-на-Дону. При относительно небольшой этажности (4–5 этажей), в доме могло находиться от 200 квартир. Они воплощали идею автономного, самодостаточного пространства, в котором было всё необходимое для жильцов. Например, прачечная, магазин, детский сад.
Первые попытки создания жилых комплексов для рабочих с включением в них магазина, общественной столовой, зала для собраний, прачечной, читальни и яслей были предприняты еще в царской России, в Москве и Санкт-Петербурге. На этот опыт опирались советские архитекторы, создавая проекты крупных жилых домов и комплексов. В дореволюционном Ростове идея создания жилых комплексов для рабочих не получила практической реализации — её воплощение пришлось на вторую половину двадцатых.
Жилой комплекс товарищества «Новый быт» — один из характерных примеров такого рода застройки. Под строительство был отведен значительный участок квартала, около 140 на 80 метров, в самом центре города.
«Новый быт» состоит из двух гигантских корпусов, Соколова, 21 и 23, один из которых размещен вдоль улицы Суворова, второй — симметрично вглубь квартала. Ось симметрии — обширное дворовое пространство. Со стороны проспекта Соколова застройка размыкается, там находится парадный вход во двор. На территории двора «Нового быта» были предусмотрены фабрика-кухня, детский сад, и даже летний кинотеатр. Некоторые жильцы помнят, как смотрели в нем фильмы.
Сейчас от этих сооружений ничего не осталось, во дворе стоят гаражи.
Комплекс является объектом культурного наследия. Над проектами работали ростовские архитекторы Леонид Эберг (о доме с палисадниками, авторство проекта которого ему приписывают, мы недавно писали) и Михаил Кондратьев, известный авторствомпроекта первого в СССР круглого дома, возведённого в Таганроге в 1929 году.
Круглый дом в Таганроге. Источник фото: https://kerrangjke.livejournal.com/117753.html
Северный корпус, проспект Соколова, 23 еще не ремонтировали
Жилой комплекс товарищества «Новый быт» стал одним из первых в Ростове-на-Дону, построенных хозспособом: люди вкладывали в строительство свои деньги, именно поэтому в названии комплекса есть слово «товарищество». В советское время такие дома называли «кооперативными».
План комплекса «Новый быт» из книги Артура Токарева «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток (1920–1930-е гг.)»
«Новый быт» сверху. Видно, что у южного корпуса — новая крыша, а у северного — старая
У обоих домов необычная форма, ломаный, зигзагообразный фасад. По одной из версий, при взгляде сверху эта форма должна была складываться в надпись «СССР». Оба корпуса были построены из белого силикатного кирпича.
Внешний фасад дома имеет сложную форму и выходит на улицу Суворова
Перед чемпионатом мира по футболу, в 2017 году, дом на проспекте Соколова, 21, южный корпус «Нового быта» попал в программу капремонта. Можно считать это примером российского бюрократического абсурда, так как северную часть решили не ремонтировать. Ещё раз поясним: в жилом комплексе отремонтировали только одно здание из двух!
Первоначально строители объявили жильцам, что фасад южного корпуса будет покрыт штукатуркой. О том, как удалось этого избежать, рассказала архитектор и житель дома, Татьяна Батырова.
Татьяна Батырова, архитектор
В 2017 году дом на проспекте Соколова, 21 попал в список зданий на капитальный ремонт фасада и кровли. Я живу в этом доме, и меня, как архитектора, выбрали уполномоченным от собственников, чтобы я наблюдала за капремонтом. У нас была необычная ситуация, потому что заказчиком выступало правительство Ростовской области, а не фонд капремонта.
Обычно фонд капремонта сначала разыгрывает тендер на проектную документацию. Потом, основываясь на этой документации, выставляется тендер на работы, и выбирается подрядчик из реестра квалифицированных подрядных организаций на сайте министерства ЖКХ.
У нас всё было по-другому. В качестве надзирающего органа выступила администрация Кировского района. Так как дом относится к объектам культурного наследия, было задействовано Министерство культуры. Подрядчика выбирала управляющая компания, председатель совета дома и я как уполномоченный от собственников тоже участвовали в этом процессе. Было две заявки, в итоге победила фирма «КБ-Строй». Они предоставили раздел сметы из проектно-сметной документации (ПСД). Я с ними ознакомилась. Это были предварительные, еще не утвержденные сметы, и у нас была возможность на них повлиять.
В случае с фондом капремонта, если после тендера утвердили проектную документацию, изменения более затруднительны. Предварительно всё осматривает и оценивает Стройконтроль.
Я попросила паспорт отделки фасада. Паспорт — не просто один лист, это пакет документов. Мне дали смету и только через месяц — проект. Смета составляется на основе проекта, когда я стала ее читать, обратила внимание на оштукатуривание фасада. Наш дом был построен из белого силикатного кирпича, характерного для конструктивизма. Его никогда за всё время существования не штукатурили. Кроме того, в смету были внесены утепление стен и обрешётка. Это при том, что толщина стен у нашего дома — 64 сантиметра, и особой необходимости в утеплении никогда не возникало. Такой толщины достаточно, чтобы стена не промерзала. Да и что могут утеплить несколько сантиметров штукатурки? Они ничего не решат. Только потребуют больших вложений, нужно будет всё время следить за тем, чтобы штукатурка держалась, ремонтировать ее. Как вообще мог быть одобрен такой проект Минкультом, учитывая, что здание объект культурного наследия, абсолютно не понятно.
Я предложила свой вариант. Взяла смету, сделала копию, добавила туда еще одну колонку и по каждому пункту написала свои комментарии. В частности, что необходимо заменить штукатурку на расчистку кирпича и гидрофобизацию — глубокую пропитку, которая сохраняет фасад и не дает ему разрушаться. Посмотрела, какие есть гидрофобные материалы, предложила самые оптимальные.
При гидрофобизации есть определенный алгоритм работ. Сначала нужно восстановить поверхность фасада. Если есть трещины, их нужно заделать, в цвет кирпича, сделать расшивку швов, то есть привести в порядок высохший цементный раствор между кирпичами. И уже на готовую, отремонтированную поверхность дважды нанести пропитку. Здесь тоже есть нюанс: наносится первый слой, и тут же, через десять минут нужно наносить второй. Тогда это будет правильно. И это не какая-то секретная технология, её можно прочитать на всех банках с материалом. Но к сожалению, наши подрядчики этой технологии не последовали. У них была лицензия на работу с ОКН, и скорее всего, соответствующий опыт. Но в качестве субподрядчиков они взяли бригаду молодых людей и, похоже, обычных студентов. У организации-подрядчика уставной капитал был 10 000 рублей. В штате — два человека. Понятно, что они всё делают на субподряде. Поэтому нашей крышей занимался один-единственный парень, а у нас, на минуточку, дом длиной в квартал и шириной в 10 метров. Понятно, что он физически не смог с этим справиться, пришлось еще нанимать людей, они несколько раз менялись. В результате уже через два года у нас начала течь крыша. А подрядчика, «КБ-Строй», уже нет, он самоликвидировался.
То, что мы настояли на гидрофобизации, было верным решением, потому что оба здания комплекса должны сохранять единый стиль. То, что подрядчик нарушил технологию нанесения гидрофобного покрытия, дало негативные последствия. Я не могу сказать, что дом сейчас выглядит плохо. Нет, все вполне сносно. Но на стенах кое-где видны потёки.
Гидрофобизация была сделана с нарушением технологии, и на фасаде дома образовались потеки
Практически весь первый этаж здания принадлежит юрлицам. В некоторых местах они закрывали проемы, чаще всего, со стороны двора, и заполняли их обычным красным кирпичом. Я предложила эти места покрасить. Подрядчики так и сделали. Я помогла им выбрать цвет, максимально близкий к силикатному кирпичу. Немножко ушли в розовый, но в общем получилось достойно. Краску взяли хорошую, она до сих пор очень хорошо выглядит. Там, где они сделали гидрофобизацию одним слоем, кое-где состав просто смыло дождем.
Собственникам домов такого типа стоит выбрать или покраску, или очистку кирпича и гидрофобизацию, и следить за соблюдением технологий. Но никак не штукатурку.
У нас не было какого-то жёсткого противостояния с подрядчиком. Он очень удивился, когда увидел, что вся смета разобрана по косточкам. Не ожидал, что кто-то пройдётся так подробно по каждому пункту.
Дом на Соколова, 21 ждёт новый этап капитального ремонта
Сейчас мне приходится общаться с фондом капремонта, история с ремонтом продолжается: делают инженерные коммуникации. Основываясь на своём опыте, я бы предложила тем, кто сталкивается с капремонтом, такой алгоритм действия:
Электрокоммуникации в «Новом быте» проложены прямо по фасаду
Есть вопросы, на которые чиновники ответить не могут. Например, почему во время капремонта сначала делают фасад, через два года электрику, а еще через пять лет — кровлю, хотя нужно все делать с точностью до наоборот.
В первую очередь нужно делать кровлю, потому что если внутри и снаружи дома по стенам будет течь вода, никакой ремонт фасада не поможет. Потом нужно сделать электрику, потому что если по фасаду проходят провода, их нужно упорядочить, положить так, чтобы они не нарушали облик ремонтируемого объекта. У нас безобразно к этому подходят. Сейчас в нашем доме будут заниматься внутренними коммуникациями — теплом, водой, канализацией, а электрику будут делать только через два года. А фасады уже сделали в 2017-м. Кровлю, слава богу, сделали тогда же. У знакомых сейчас делают фасад, а кровлю будут делать в 2032 году! Должен же быть какой-то здравый алгоритм, если не у самого фонда, то у Наблюдательного совета фонда капремонта? Туда ведь входят представители министерства ЖКХ. Вопрос, почему они до сих пор не выстроят алгоритм проведения капремонта по позициям: кровля→электрика→коммуникации→фасад?
Кабели электроснабжения проходят рядом с газовой трубой
Если я просто накрашу воспалённое лицо, но не обращусь к косметологу, все недостатки кожи будут видны. Может и не лучшее сравнение, но фасад без ремонта электрики точно страдает. У нас на доме, например, это сразу видно. В лучшем случае, электрика зашита в короб, а там, где она выпирает, очень хорошо заметно, что это за красота. И конечно, это нарушение: электрокабели не должны идти настолько близко с газовой трубой!
Газовые трубы обычно красят в желтый цвет. У нас, с учётом цвета дома, их решили покрасить в темно-вишневый, и это удачное решение, на мой взгляд. Оно выглядит более спокойно. В нашем дворе раньше было стихийное благоустройство, стояли шины с землей и цветами. Всё это выкинули. С нашей стороны двора поставили цветочницы.
Если подытожить, в целом я считаю наш опыт положительным: мы сохранили фасад дома в историческом виде.
Так выглядит сегодня внешний фасад здания
Северный корпус «Нового быта» выглядит сейчас очень старым. Он покрыт желтоватой краской, местами облезшей, кажется, красили его ещё во времена СССР. Когда до него дойдёт очередь по капремонту, неизвестно, но будет очень важно проследить, чтобы его тоже очистили, и не покрыли какой-нибудь ужасной розовой штукатуркой.
Так сегодня выглядит фасад северного корпуса, он до сих пор не отремонтирован
К слову, есть момент, который я, как архитектор, не понимаю — почему во время капремонта цвет фасада выбирают жильцы. Я человек старой школы, в профессию пришла в середине 70-х. Я отлично помню, как раньше при проектировании домов опирались на цветовое решение квартала. Нельзя было взять один дом, покрасить его в желтый цвет, соседний — выкрасить в черно-фиолетовый. Так вот, какие могут быть пожелания жильцов, если есть дизайн-код города? Если есть паспорт отделки квартала — раскраска фасадов по красной линии? Люди не понимают, что губят туристическую привлекательность города своими непродуманными решениями.Теперь центр города выглядит, мягко скажем, аляповато. Но влиять на это можно. Нужно объяснять соседям, как правильно. Никто, к сожалению, не поможет нашему городу, кроме нас.
Помочь своему дому сохранить исторический облик так же грамотно, как это сделала наша героиня Татьяна Батырова, вы сможете с помощью нашей инструкции «Осторожно, капремонт!»
Данные на 22 декабря, 11:23
Ежемесячных платежей на сумму 515 027
За последние сутки собрано 13 450
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.