Наследие советского модернизма в России ежедневно подвергается атакам, уничтожаясь или теряя оригинальный облик. Уследить за этим бывает тяжело, а предотвратить — просто невозможно. Совместно с Обществом охраны памятников модернизма мы выпускаем регулярный дайджест, в котором рассказываем как о потерях, так и о положительном опыте работы с совмодом.
В Красноярске после реставрации открыли мозаику на кинотеатре «Родина». Панно было выполнено в 1960-е годы из речной енисейской гальки художником Евгением Кобытевым.
Источник — «Комсомольская правда»
В ходе реставрации протомодернистское здание кинотеатра было фактически снесено. Однако мозаику, в 2017 году включённую в реестр объектов культурного наследия, вместе с фасадной стеной укрепили и отреставрировали, что немного скрашивает общую картину.
Со ссылкой на мэра Краснодара сообщалось, что подготовлен проект реконструкции кинотеатра «Аврора». Городские власти ранее заключили концессионное соглашение о реконструкции с бизнесменом Сергеем Галицким.
Подписание концессионного соглашения. / Источник — Артем Гнатенко, «Комсомольская правда»
Здание собирались отремонтировать ещё в 2015 году. Подрядчик не выполнил своих обязательств, и договор с городом пришлось расторгать в судебном порядке. По словам мэра, от здания остался один остов. С 1981 года здание является памятником истории и культуры. Проект реконструкции в открытом доступе нам обнаружить не удалось.
Член Пущинского отделения ВООПИиК Екатерина Кохташвили подала заявку на включение мозаик ДК «Протон» в подмосковном Протвино в список объектов культурного наследия (о них мы писали в прошлом выпуске сводки «Что с модернизмом?»). ГУКН Московской области 15 мая сообщило, что заявление принято к рассмотрению.
На данный момент у ведомства остается меньше двух недель, чтобы включить или не включить мозаики в список выявленных объектов культурного наследия. Если их включат в этот список, они будут охраняться государством в течении года. Затем примут решение, оставлять ли панно в памятниках «насовсем», и определят его категорию: памятники истории и культуры в России бывают местного, регионального и федерального значения.
«Кванториум» продолжает ремонт здания станции юных техников в городе Обнинске Калужской области. Здание, построенное по типовому проекту, интересно своим оригинальным фактурным решением, которое будет утрачено в ходе реконструкции. Издание «НГ-регион» сообщало, что «историческую фактурную штукатурку отремонтируют и сохранят» — вместе с тем предполагается её покраска в цвет, определённый при соучаствующем проектировании. Такая практика идёт вразрез с общепринятыми нормами о сохранении исторических зданий.
Проект финансируется из средств национального проекта «Образование».
Источник — Лэйла Сутяшева
Паспорт окраски главного фасада. / ООО «Промгражданпроект»
Архсовет Москвы показал, как будет выглядеть станция метро «Каховская» после реставрации. Несмотря на то, что главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заверил, будто дизайн станции не изменится, в действительности облик существенно исказят: заменят покрытие стен, добавят колонны, смонтируют освещение по новой схеме. Декоративные панно станции оставят, но чуждое окружение поместит их в принципиально иной композиционный контекст.
Проект реконструкции. / Источник — Архсовет Москвы
Как сообщает «Блокнот-Вологоград», рабочие начали очищать от краски мозаики в переходе на пересечении улиц Мира и Комсомольской. Мозаичное панно Павла Чаплыгина «Голубь мира» во время ремонта закрасили серой масляной краской. Местные активисты ранее планировали добиться восстановления мозаик через Союз Художников.
Возвращение мозаик в Волгограде. / Источник — Виктор Ястребов, «Блокнот-Волгоград».
Есть опасение, что очистка изображений силами рабочих, а не профессиональных реставраторов, приведёт к ещё большему повреждению панно.
В доме №53 по улице Ленина в Калуге закрыли вентиляционным фасадом декоративные панно. Об этом на своей странице в «Фейсбуке» сообщил историк архитектуры Денис Ромодин.
Источник — Денис Ромодин
Декор типовых зданий — одна из особенностей города Калуги, и такое отношение к городской среде и идентичности города не может не вызывать недоумения. Обществом охраны памятников модернизма поданы предложения в государственные органы области и города по этому вопросу.
Мозаика, похищенная неизвестными с территории НИИграфит на Электродной улице, была обнаружена в интерьерах бара «Сюр» в Большом Трёхсвятительском переулке.
Следы от вырезанной мозаики НИИграфит на Электродной улице. / Источник — Никита Ермолаев
По информации Общества охраны памятников модернизма, бар сообщил, что мозаика была приобретена на «Авито» и согласился вернуть её на место. Мозаика уже демонтирована из интерьеров. В свою очередь, собственник — Московский электродный завод «ГрафитЭл» — не только согласовал работы, но и пообещал поддерживать панно, что является исключительным и примерным случаем заботы об исторической среде.
Похищенная мозаика в интерьере. / Источник — бар «Сюр»
Реставрацию проведёт трудовая коммуна «Вспомнить всё». Мозаика фрагментирована и находится в плачевном состоянии: сгнили фанерные щиты, на которых она выложена, предстоит сложная работа.
Перемещение мозаик и бесконтрольная хищническая торговля ими — не единичный случай. Исполком Общества охраны памятников модернизма принял заявление по этому вопросу.
Утром 23 июля жители Мещанского района Москвы проснулись от взрывов. Вскоре выяснилось, что начат снос внутренних конструкций большой арены спорткомлекса «Олимпийский». Находившийся с ней в одном ансамбле бассейн снесли ещё в феврале.
Источник — РИА «Новости», Евгений Одиноков
СК «Олимпийский» построили к Московской Олимпиаде-80. До 2017 года арена СК «Олимпийский» оставалась крупнейшим крытым стадионом Европы. Здесь проходили олимпийские соревнования, первые Игры доброй воли, чемпионаты мира, Европы и России. Арена играла роль и концертной площадки: в «Олимпийском» состоялось выступление первого гастрольного тура западной музыкальной группы в СССР (это была группа «Uriah Heep»). Также здесь выступали «Nazareth», «Pink Floyd», «Black Sabbath» и прочие.
Продолжающаяся реконструкция «Олимпийского» не укладывается в шаткую тенденцию бережного отношения к советскому модернизму в Москве, о которой мы писали в предыдущем выпуске: в ходе работ серьёзно изменится пространственно-планировочное решение комплекса, от большой арены останутся, по-видимому, только стены. Остаётся вопросом, сохранится ли историческая облицовка из крымского известняка и анодированного алюминия.
Как сообщает на своей странице «ВКонтакте» самарский журналист и архитектурный обозреватель Армен Арутюнов, мозаика Вячеслава Герасимова на Доме профсоюзов расчищается от «шума» нарушающих оригинальные объёмы здания и восприятие панно пристроек.
Источник — Армен Арутюнов
15 апреля 2020 года мозаика была включена в региональный список выявленных объектов культурного наследия. По словам Арутюнова, теперь необходимо включение панно в реестр памятников, его реставрация и бережное отношение со стороны собственников и арендаторов.
Материал подготовлен Иваном Сапоговым из Общества охраны памятников модернизма (гражданская инициатива за сохранение и научное общество по изучению зданий и сооружений советского архитектурного модернизма).
Данные на 29 июня, 15:55
Ежемесячных платежей на сумму 421 495
За последние сутки собрано 0
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.