Здание в Ростове-на-Дону, расположенное по адресу Станиславского, 39 было построено в начале XX века. Оно принадлежало Алексею Науменко. Впрочем, о самом владельце дома почти ничего не известно.
Фото: МойФасад
Этот дом — один из немногих в своём квартале, уцелевших во время ожесточённых боев за освобождение Ростова-на-Дону во время Великой Отечественной войны. Его фасад — живое свидетельство тех событий, второго такого в городе больше нет. Новость о том, что здание ожидает снос в самое ближайшее время, вызвала мощный общественный резонанс.
1942 год, Ростов-на-Дону, вид на Будённовский проспект. Источник: Pastvu
Ростов-на-Дону пережил две оккупации и стал одним из наиболее пострадавших во время Великой Отечественной городов. Сражения за его освобождение были длительными и кровопролитными. Так, в битве за освобождение в июле 1942 года участвовало 120 тысяч советских солдат, в течение недели в живых осталось всего 18 тысяч. По некоторым данным, в центре города было уничтожено либо лежало в руинах до 85% зданий.
Ростов-на-Дону во время Великой отечественной войны. Источник: Pastvu
Район, где находится дом на Станиславского, из-за близости к главным транспортным магистралям подвергся наибольшим разрушениям. В нескольких соседних кварталах не осталось ни одного неповрежднного здания, дом Науменко же чудом уцелел.
Ростов-на-Дону во время Великой отечественной войны. Источник: Pastvu
После войны судьба доходного дома Науменко на Станиславского, 39 сложилась печально. Из-за отсутствия своевременного ремонта и недобросовестной эксплуатации здание обветшало, его признали аварийным и расселили. После расселения дом пустовал, стал объектом маргинальной активности, пережил несколько пожаров. Однако новость о его сносе в этом году стала для градозащитников большой неожиданностью. Координаторы сообщества по сохранению исторической городской среды «МойФасад» обнаружили тендер и опубликовали эту информацию.
Ростов-на-Дону во время Великой отечественной войны. Источник: Pastvu
В мае градозащитники по договорённости с комитетом по охране памятников составили список из 40 зданий, достойных внесения в реестр памятников. Однако из-за формальностей, связанных с принятием единой охранной зоны для архитектурных памятников Ростова-на-Дону, комитет рассмотрел всего два адреса. Остальные были отложены до введения новых правил. Дом на Станиславского, 39 оказался среди зданий, ожидающих своего часа. Также в начале года участники «МойФасад» запрашивали у администрации список зданий, запланированных на снос. Однако добиться конкретики не удалось.
Станиславского, 39 — вид сверху. Фото: Игорь Шевердяев
За время заброшенности дом сильно разрушился. Администрация настаивала на сносе, ссылаясь на решение прокуратуры и проведенные торги. В течение недели представители нескольких общественных движений консолидировали усилия и сообща выступили в его защиту. В социальных сетях появился шквал публикаций от жителей города с упоминанием дома на Станиславского и других исторических аварийных зданий, приговоренных к сносу, в постах горожане отмечали действующего сити-менеджера и губернатора. Ростовчане назвали здание домом-ветераном.
Фото: Геннадий Крольман
За сохранение фасада дома-ветерана высказались Андрей Кудряков (лидер поискового объединения «Миус Фронт» и координатор движения «Бессмертный полк»), союз ветеранов, представители градозащитного объединения «Городской патруль», Юрий Мезинов (Союз общественников Ростовской области), авторы паблика «Урбанистика», участники ростовского отделения Городских проектов. Горожане и активисты настаивали на сохранении фасадной стены со следами снарядов и пуль.
Один из вариантов, предложенных градозащитниками — проведение работ по укреплению уцелевшей фасадной стены с созданием за ней мемориального сквера. Источник: «Урбанистика»
На визуализацию концепции всего за несколько дней собрали средства с помощью пожертвований. Источник: «Урбанистика»
Источник: «Урбанистика»
Фото: Левон Гаспарян
3 декабря признан в России днем памяти Неизвестного солдата. Вдохновившись этой датой, активисты предложили ростовчанам принести к дому-ветерану красные гвоздики. Целью этой спонтанной акции было привлечь внимание властей и оценить, насколько горожанам небезразлична судьба здания. Акция внезапно приобрела серьёзный масштаб. Люди приносили цветы в течение нескольких дней. На фасаде появились плакаты: «Это наша благодарная память» и «Я — дом-ветеран. Война повредила меня, но не уничтожила. Неужели это сделаете вы?»
Фото: Екатерина Перелыгина
9 декабря Общественная палата города организовала обсуждение судьбы дома на Станиславского с участием представителей общественности, комитета по охране памятников и главы города. На данный момент снос приостановлен. По Станиславского, 39 в адрес комитета по охране памятников поступило заявление о выявлении в качестве объекта культурного наследия.
Фото: Геннадий Крольман
В течение 90 дней комитет по охране памятников рассмотрит эту заявку. У горожан и администрации появилось время на обсуждение дальнейшей судьбы фасадной стены здания и поиск оптимального решения. Бизнесмен Сергей Гайдук высказал готовность организовать и оплатить консервацию фасада. Он призвал бизнес-сообщество принять участие в сохранении этого уникального здания.
У дома появился собственный Инстаграм
Ситуация с домом Науменко запустила цепную реакцию публикаций об исторических зданиях, ожидающих сноса. Сейчас на сайте администрации в «расстрельных» списках более 200 адресов. Большая часть из них находится в историческом центре и относится к дореволюционной застройке.
Фото: Виктория Никитина
Глава города пообещал создать рабочую группу для конструктивного решения данной проблемы. Если глава города сдержит свои обещания, дом Науменко может стать первым и не единственным прецедентом сохранения исторической памяти в Ростове-на-Дону.
Данные на 30 октября, 03:40
Ежемесячных платежей на сумму 535 777
За последние сутки собрано 0
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.