4 сентября Петербург лишился ещё одной исторической двери. РЖД заменили входную группу вокзала ж/д станции «Удельная».
Здание было построено в 1914 году по проекту финского архитектора Б.Ф.Гранхольма. Всего он спроектировал 8 разных станций Финляндской железной дороги, а также служебные постройки и дома для рабочих.
«Удельная» со стороны платформы, 1988 год. Фото: Владимир Валдин
Здание вокзала станции «Удельная» является памятником архитектуры регионального значения. Но двери не входили в предмет охраны: это значит, что их замена на современные теоретически возможна, но только с согласия комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Входные группы – важный функциональный и декоративный элемент фасада. Их образ был разработан архитектором специально для этого здания в стиле финского национального романтизма.
К тому же, двери не были в аварийном состоянии и не требовали срочной замены.
Здание вокзала со стороны метро. Фото: terijoki.spb.ru
Дверь стояла на фасаде вокзала, выходящем на железнодорожную платформу. На фото она слева под навесом.
Фото: Д.Верёвкин
Демонтированные исторические двери заметила случайная прохожая — Валерия Вертова, спешащая на электричку. Она, архитектор по образованию, поняла, что замена незаконна и требует огласки. О своей находке Валерия сообщила петербургским активистам. Приехав на вокзал, они увидели следующую картину: историческая входная группа разломана и лежит у крыльца, а в дверном проеме теперь стоит дешевая пластиковая дверь.
Фото: Валерия Вертова
Активисты не смогли связаться с администрацией вокзала, но поговорили с рабочими. Те готовились выбрасывать финские двери, но, увидев интерес активистов, передали градозащитникам разобранную входную группу на ответственное хранение.
Вернуть двери на место возможно только при согласии и содействии «Российских Железных Дорог». Мы направим официальное письмо в «РЖД» с требованием прокомментировать ситуацию и вернуть входную группу на историческое место.
Недавно мы рассказывали о массовой замене исторических парадных дверей в петербургских жилых домах, а теперь список утрат пополнила дореволюционная дверь на станции «Удельная». Видимо, руководство «Российских железных дорог» не осознает, что уничтожает не только собственное наследие, но и часть российской истории.
Данные на 5 января, 01:30
Ежемесячных платежей на сумму 513 127
За последние сутки собрано 21 450
Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.