Петербург снова лишился исторической двери

09/09/2019

4 сентября Петербург лишился ещё одной исторической двери. РЖД заменили входную группу вокзала ж/д станции «Удельная».

Здание было построено в 1914 году по проекту финского архитектора Б.Ф.Гранхольма. Всего он спроектировал 8 разных станций Финляндской железной дороги, а также служебные постройки и дома для рабочих.


«Удельная» со стороны платформы, 1988 год. Фото:
Владимир Валдин

Здание вокзала станции «Удельная» является памятником архитектуры регионального значения. Но двери не входили в предмет охраны: это значит, что их замена на современные теоретически возможна, но только с согласия комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). 

Входные группы – важный функциональный и декоративный элемент фасада. Их образ был разработан архитектором специально для этого здания в стиле финского национального романтизма.

К тому же, двери не были в аварийном состоянии и не требовали срочной замены.


Здание вокзала со стороны метро. Фото:
terijoki.spb.ru

Дверь стояла на фасаде вокзала, выходящем на железнодорожную платформу. На фото она слева под навесом.


Фото: Д.Верёвкин

Демонтированные исторические двери заметила случайная прохожая — Валерия Вертова, спешащая на электричку. Она, архитектор по образованию, поняла, что замена незаконна и требует огласки. О своей находке Валерия сообщила петербургским активистам. Приехав на вокзал, они увидели следующую картину: историческая входная группа разломана и лежит у крыльца, а в дверном проеме теперь стоит дешевая пластиковая дверь.


Фото:
Валерия Вертова

Активисты не смогли связаться с администрацией вокзала, но поговорили с рабочими. Те готовились выбрасывать финские двери, но, увидев интерес активистов, передали градозащитникам разобранную входную группу на ответственное хранение.

Вернуть двери на место возможно только при согласии и содействии «Российских Железных Дорог». Мы направим официальное письмо в «РЖД» с требованием прокомментировать ситуацию и вернуть входную группу на историческое место.

Недавно мы рассказывали о массовой замене исторических парадных дверей в петербургских жилых домах, а теперь список утрат пополнила дореволюционная дверь на станции «Удельная». Видимо, руководство «Российских железных дорог» не осознает, что уничтожает не только собственное наследие, но и часть российской истории.

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Данные на 25 апреля, 12:37

Собрано 9 258 123 рубля
Цель: 12 571 162

Ежемесячных платежей на сумму 549 706
За последние сутки собрано 56 065

Сбор денег

Дом Бака: реставрация

Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 24

Реставрация тамбуров первой и второй парадной и разработка проекта реставрации витражей в одном из самых известных доходных домов Санкт-Петербурга.

Подробнее

Сбор денег

Белая башня: реставрация и приспособление

Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 2a

Реставрация водонапорной башни Уралмаша — символа уральского конструктивизма.

Подробнее

Также читайте:

Осмотрели коробку дверей «Дома с лампочкой»
Читать
Мастерская в доме Беляевского
Читать
Таблички «Ленгалантерея»: работы завершены
Читать