Aseman Talo был построен в 1916 году в Каарлахти. Сейчас это посёлок Кузнечное Ленинградской области. Здание возведено по проекту финских архитекторов А. Лейдениуса и Т. Хельстрема для обслуживания железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Вааса (в то время Николайстад). В переводе с финского Aseman Talo – это дом смотрителей железной дороги.
Несколько лет назад здание признали аварийным, и в свое столетие, летом 2016 года, дом расселили и решили снести. Об этом узнала живущая в Кузнечном краевед Мария Куск и спасла здание: его разобрали и перевезли к ней на участок. Изначально планировалось собрать сруб за несколько месяцев, но с этим возникли трудности. За зиму маркировка брёвен, а также значительная часть конструкций была утрачена. Теперь дом восстанавливается по аутентичным чертежам и старым фотографиям. Помощь в поиске архивных данных оказала Анастасия Мартынова, историк искусства, автор сообщества «Выборг в искусстве».
На новом участке перевезенный дом соседствует с другим столетним зданием. Эта местность называется хутор Milka, здесь живёт Мария и уже несколько лет создаёт краеведческий музей. Именно Aseman Talo стал полноценным музейным зданием, где разместились более 4000 экспонатов от эпохи каменного века до настоящих дней. В экспозиции представлены уникальные предметы, собранные на Карельском перешейке и рассказывающие историю территории.
Дом временно накрыт профильным листом. В будущем Мария планирует воссоздать красивую и аутентичную фальцевую кровлю.
Все силы хозяйки хутора направлены на создание музея. Она формирует экспозицию, заказывает витрины, выполняет строительные работы и привлекает волонтёров. Для проведения особо сложных и дорогостоящих работ Мария обратилась в наш фонд.
В 2019 году мы уже участвовали в восстановлении Aseman Talo. На собранные фондом средства мы воссоздали часть окон, двери и козырьки главного фасада. Также мастера доработали обшивку дома: прибили на фасад нащельники и покрасили всё здание специальной вываренной краской.
Этой зимой 2021 мы воссоздали 13 отсутствующих окон по сохранившимся чертежам. После завершения работ фасад выглядит более целостно, а внутри здания появился необходимый микроклимат – Мария наконец может выставить в музее ткани.